К вопросу о производстве очеловечивающей формы общения
Интернет доставляет нам сомнительное удовольствие повседневных виртуальных контактов с людьми, которых в реальной жизни мы бы не пустили и на порог своего дома. Но всегда есть надежда найти в бескрайних просторах «всемирной паутины» не очередного хищного «паука», развесёлого «комара» или полудохлую «муху», а ЧЕЛОВЕКА, содержательное, разумное общение с которым стимулировало бы процесс твоего собственного очеловечивающего саморазвития.
Я, Рофман Владимир Моисеевич, ищу людей, испытывающих аналогичную потребность в очеловечивающей форме общения, имеющей следующие разумные характеристики:
1. Очеловечивающее общение – общение целесообразное. Его целью является сам процесс непрерывного, всестороннего и универсального очеловечивающего саморазвития – развития человеком своих собственных сил и способностей, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному «масштабу», «стандарту» или «идеалу». Общение в целях развития, развитие через общение, с сохранением всего богатства предшествующего человеческого развития, - такова направленность всего процесса формирования человеком своих очеловечивающих общественных связей. Эта направленность прямо задаётся:
- единственно научным пониманием человеческой жизни, как высшей ценности и самоцели («цели самой по себе»), которой все прочие устремления подчинены в качестве вспомогательных средств для осуществления основного жизненного процесса;
- материалистическим пониманием истории, как процесса непрерывного изменения людьми своей собственной человеческой природы.
2. Потребность в очеловечивающем саморазвитии реализуется людьми в процессе производства самой формы общения. Такое изменение форм общения является тем единственным, универсальным «орудием», которым человек только и может сознательно «обрабатывать» самого себя – свою жизнь, своё сознание и мышление, в целях саморазвития очеловечивающим способом.
Единственно доступный способ сапиентного саморазвития напрямую диктуется нам научным пониманием природы человеческой сущности, как совокупности всех наших общественных отношений. Изменяя форму своих общественных связей, характер и качество общения мы изменяем самих себя, свою социальную и биофизическую природу.
В действительном процессе производства очеловечивающих форм общения мы, одновременно, воздействуем и на других людей, а через них - и на всё общество; то есть, получаем реальную возможность влиять на исторический процесс очеловечивающего изменения всех общественных связей в социуме и сознательно управлять этим изменением. Очеловеченные отношения людей порождают зародыши гуманного человеческого общества, способного жить в гармоничном согласии прогрессивного развития с самим собой и с окружающей природной средой. Нечеловеческие же отношения бессознательной животной борьбы за отдельное существование консервируют людей в первобытной дикости звериного варварства, где господствуют силы распада, неразумия, вырождения и смерти.
Следует отметить, что человечная связь между людьми возникает не как результат каких-то добрых, альтруистических устремлений, а как продукт элементарной жизненной нужды, как следствие простого эгоизма индивидов, осознающих, под жестким давлением жизненных обстоятельств, действительный смысл этой нужды, истинное, очеловечивающее содержание подобного «эгоизма». Очеловечивающая самореализация здесь выступает как сугубо внутренняя потребность, как личное, кровное дело человека, осознавшего самого себя в качестве родового существа. В этом деле самоочеловечивания животный эгоизм индивидов фактически выворачивается наизнанку и превращается в свою противоположность, поскольку оказывается, что в процессе очеловечивающего самоосуществления человек все свои разумные жизненные интересы способен реализовать, только свободно развивая самого себя в качестве условия свободного развития всех других людей. Такая родовая направленность вектора самореализации позволяет всем членам общества удовлетворять свои жизненные потребности в свободном саморазвитии, делая каждого человека лично заинтересованным в развитии всего социума, как условии своего индивидуального очеловечивающего развития. Человек впервые начинает осознавать другого человека в качестве жизненно необходимого посредника между собой и всем человеческим родом. Он начинает сознательно воспринимать его не как помеху, конкурента или врага, а как прямое, неотъемлемое продление своего собственного естества, как жизненно необходимое дополнение самого себя, своего тела, своего разума, своего бытия. Частный интерес индивида здесь начинает органично сливаться с осознанным общественным интересом и осуществляться через удовлетворение общественных потребностей, которые становятся, одновременно, и потребностями самой личности.
3. Очеловечивающий себя человек реализует свою родовую сущность в коллективных формах производства и общения, охватывающих все сферы его повседневной жизнедеятельности. Такая форма очеловечивающего коллективизма есть «прекращение животной борьбы людей за отдельное существование». Прекращение звериной войны «всех против всех» является первой отличительной чертой отношений человека, уже осознавшего свою родовую сущность, реальную суть своих действительных жизненных интересов, сумевшего подняться на качественно новый уровень очеловеченного бытия, ориентированного в будущее «обобществившегося человечества».
4. Развиваются, в той или иной степени, все известные нам формы общности людей. Благодаря этому история цивилизации до сих пор демонстрировала нам постепенный прогресс; хотя прогресс этот весьма относителен, и является, пока, лишь следствием не разумных усилий людей, а результатом слепой игры противоборствующих сил социального синтеза и распада, которые только продолжают прошлое движение естественной эволюции материи по вектору от простого к сложному…
Процесс же развития очеловечивающих форм общения отличается о подобной стихийной естественно-исторической эволюции как раз тем, что в нем свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Соответственно, и индивидуальное развитие человека здесь оказывается обусловленным процессом развития всех других людей. Что касается свободы такого развития, то она должна сбросить с себя внешнюю мишуру всех прошлых иллюзорных «свобод» (от анархии оголтелого индивидуализма, до «свободы» гражданского общества торгашеских «прав человека») и стать действительной, очеловеченной свободой индивида – т.е. реальным проявлением разумных потребностей его родовой формы жизнедеятельности. Человек начинает понимать, что все навязываемые ему извне стереотипы, якобы «свободного» поведения (иллюзорные, в условиях абсолютной кабалы отношений частной собственности и наёмного, разделённого труда) не способны сделать нас людьми. Они уже ничего не могут дать нам нового для очеловечивающего развития, поскольку звериная «свобода» взаимной эксплуатации, конкуренции и угнетения, всеобщей безответственности и неразумия не даёт главного – реального развития новых, очеловечивающих форм производительного общения, посредством которого мы только и можем очеловечивать самих себя. Соответственно, в условиях угнетающей диктатуры гражданского общества только личное свободное время создаёт то пространство социальных возможностей развития, в котором человек может самореализоваться человечным образом.
5. Очеловечивающее общение ориентировано на формирование целостного человека, а целостная личность может сформироваться лишь тогда, когда процесс очеловечивающего общения включит в себя все стороны человеческого бытия, на всех уровнях наших жизненных связей:
- отношения человека к самому себе, в котором человек осознаёт себя как самоцель;
- отношения человека с человеком, которые развиваются в процессе единения людей, сохраняющем все человеческие различия их индивидуальности;
- отношения человека с обществом, преобразование которых предусматривает прекращение животной войны людей за отдельное существование;
- связь человека с внешним миром природы, в рамках которой отчуждение людей от природы может быть преодолено экологическим развитием, предусматривающим переход от эксплуатации исчерпаемых природных ресурсов к управлению безграничными производительными возможностями процессов природы;
- связь человека с системами собственного организма, изменение которой ориентировано на перестройку человеческой биологии на неисчерпаемый способ организации жизненного процесса (физическое бессмертие).
Научное решение вопросов переустройства нашего бытия к лучшему становится интеллектуальным содержанием процесса очеловечивающего общения. Вся жизнь человека должна стать практической исторической наукой управления процессами самоочеловечивающего развития человека и очеловечивающего развития природы. Праздное академическое теоретизирование, тупое экспериментирование животным методом бессознательных «проб и ошибок», рыночное торгашество научной информацией уступает место коллективному поиску новых способов жизнедеятельности. Научное решение общественно значимых задач становится личным делом человеческого самостановления каждого из участников очеловеченной формы общественной связи - «всеобщего научного труда». Производство самой формы общения ориентируется на создание условий для организации коллективного научного мышления, которое, в сочетании с функцией развития научного сознания, формирует потенциал исторического научного метода планомерного познания и изменения действительности, способного обеспечить свободное развитие науки на её собственной организационной основе опережающего синтеза очеловечивающих форм общения.
6. Очеловечивающее общение – это всегда общение производительное. Оно производит, в первую очередь, саму форму общественной связи, определяющей содержание и характер всего духовного и материального производства, порождаемого этой связью людей. Такая производительная направленность процесса очеловечивающего общения ориентирует нас на социально обдуманные действия, предусматривающие преобразование всех имеющихся в наличии, на данный момент времени, условий и возможностей в условия и возможности очеловечивающего обобществления людей.
7. Очеловечивающее общение сознательно. Оно преодолевает бессознательную инерцию обыденного общения тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения, и начинает рассматривать все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов.
Сознательность предполагает умение предвидеть последствия всех своих действий. Особенно это важно в системе генерации научных знаний, безопасность которых может быть гарантирована не добрыми намерениями (которыми, как известно, вымощена дорога в Ад), а только безопасным научным методом их производства, предполагающим проверку экологической чистоты всех научных решений ещё на уровне опережающего синтеза очеловечивающих форм общения. Стихия случайности и здесь преодолевается сознательностью свободно объединившихся индивидов, добровольно подчиняющих процесс своей жизнедеятельности общему, совместно выработанному плану коллективных действий.
8. Носителем интеллекта является человек. Способность к разумной рассудочной деятельности, к мышлению, гуманизированному очеловеченным сознанием, - это наш видовой признак. Поэтому обобществление интеллектуальной собственности на духовные средства производства, посредством перехода на коллективный способ мышления, безвозмездная передача всех идей, научных решений, открытий, изобретений в копилку общечеловеческого достояния есть необходимый практический шаг индивида к очеловечиванию всех своих отношений производительного научного общения. Этот шаг является историческим актом зарождения нового человека, который демонстрирует его способность к очеловечивающему общению с другими людьми. Этим актом добровольного отказа от частной авторской собственности человек наглядно показывает всем людям, что он уже осознал действительную природу своей родовой сущности и теперь, на деле способен проявить себя в качестве сознательного родового существа.
9. Так раздражающее нас, сегодня, в других людях многообразие особенностей образа мыслей и поведения, проистекающее из различий в истории их человеческого становления и повседневного бытия, всегда рассматривалось в качестве «очевидного» разобщающего фактора. В действительности же, любое индивидуальное отличие является как раз тем ценнейшим условием, которое делает каждого из нас необходимым и незаменимо полезным для всех других людей, так как оно способно дополнить наши уникальные жизненные возможности не менее уникальным набором жизненных возможностей всех наших сородичей. Всё это может обеспечить совместное движение сообщества людей к новым формам очеловечивающего единения на базе развивающего потенциала организационных мутаций очеловеченного бытия.
«Человек есть некоторый особенный индивид, и именно его особенность делает из него индивида и действительно индивидуальное общественное существо». Ещё Фурье точно подметил, что совокупность индивидуальных склонностей и производительных потенций людей образует такую мощную социальную силу, которая способна удовлетворить все потребности общества, если только дать ей возможность свободно развиваться. Именно поэтому очеловечивающее общение – это всегда оригинальное, неповторимое общение свободных личностей, в котором все наши особенности не подавляются, а, наоборот, развиваются в качестве возможных структурообразующих факторов, способных, в потенции, определять конкретные формы процесса очеловечивающего производства форм общения. Соответственно, и возможные противоречия общения должны рассматриваться нами в качестве живительного источника всякого жизненного движения; при этом не подавляться, а сниматься способом перевода связи на более высокий уровень очеловечивающего взаимодействия, на котором их (противоречий) эвристический потенциал можно будет сознательно использовать для решения более значимых, для нашего очеловечивающего развития, научных задач.
Настоящий процесс очеловечивающего общения должен всецело господствовать над всеми проявлениями и наслоениями прошлого, поэтому все затруднения в общении должны преодолеваться только собственным очеловечивающим развитием и самосовершенствованием организации личного человеческого бытия. Необходимо всегда только себя считать персонально ответственным за положительный исход из всех, возможных в общении, конфликтных ситуаций.
Что касается единомыслия, как формы общественной связи и качественно новой производительной силы коллективного научного мышления, то оно обеспечивается, во-первых, единством цели; во-вторых, единством научного метода достижения этой цели. Подобное единство порождается общностью бытия и способа жизнедеятельности индивидов. При этом его составные элементы:
- свободное и равное общение;
- желание вместе жить и вместе работать;
- стремление к изменению всех отношений к лучшему,
могут только способствовать процессу свободного раскрытия индивидуальных особенностей личности.
10. Очеловеченное общение есть всестороннее и универсальное общение. Требование всесторонней, универсальной организации творческого процесса очеловечивания жизни обусловлено тем обстоятельством, что производительные силы природы всесторонни и универсальны, и только развивающиеся таким образом индивиды могут с ними управиться, поставить их себе на службу, органично включить в процесс жизнедеятельности человека в качестве её производительной базы. С процесса универсализации общения берёт начало и движение уничтожения разобщающего людей разделения наёмного труда, поскольку труд, и все прочие формы отчуждения людей, порождаются отделением одного человека от другого барьерами узкой специализации.
11. Высшая форма человеческого общения – всеобщение, то есть возможность каждого землянина беспрепятственно вступать в общение с любым жителем нашей планеты, которое не ограничено ничем, кроме наличия внутренней потребности и желания самих вступающих в эту общественную связь людей. Всеобщение обеспечивает всемирно-историческое существование человека, то есть такое существование, которое непосредственно связано со всемирной предысторией изменения человека человеческим трудом, и при котором освобождение каждого совершается в той же самой мере, в какой этот труд уничтожается предыстория превращается во всемирную историю «обобществившегося человечества».
Интернет – одно из средств коммуникации, способное содействовать процессу очеловечивающего всеобщения.
Поэтому я и ищу людей в Интернете…
Рофман Владимир Моисеевич
_______________________________
E-mail: orient2001@inbox.ru
rofman@inbox.ru